Отдельный Корпус Пограничной Стражи

Стартовая страница > История Корпуса > Охранная стража КВЖД


Охранная стража
Китайской Восточной железной дороги

 

Начиная с середины XIX века геополитические, экономические и военные интересы на Дальнем Востоке побудили правительство Российской империи начать строительство Транссибирской железной дороги от Челябинска до Владивостока, часть которой от Читы до Владивостока (Китайская Восточная железная дорога) было намечено проложить по территории Китая в Маньчжурии. 22 мая 1896 года состоялось подписание секретного договора между Российской империей и Китаем, согласно которому Россия получила в том числе право на строительство железнодорожной магистрали в Маньчжурии.

Для организации строительства КВЖД было создано Общество Китайской Восточной железной дороги. В декабре 1896 года прошли выборы правления Общества, а уже 24 апреля 1897 года в Маньчжурию на реку Сунгари, где впоследствии построили город Харбин, прибыл первый отряд Строительного управления КВЖД во главе с инженером Адамом Ивановичем Шидловским. Отряд охраняла пешая Кубанская полусотня под командованием есаула Повиевского. Так как согласно договору с Китаем Россия не имела права держать в полосе КВЖД регулярные части для охраны дороги и её строителей от китайских бандитов (хунхузов), наносящих своими нападениями ощутимый урон дороге, решением Правления от 10 мая 1897 года была создана Охранная стража, формировавшаяся из отставных военных, чинов армии и пограничников, как бы вышедших в отставку и поступивших на службу в Общество Китайской Восточной железной дороги.

Первоначально Охранная Стража насчитывала 699 конных нижних чинов и 120 офицеров. Начальник стражи подчинялся непосредственно Главному инженеру (Александр Иосифович Югович) строительства дороги. Чины Охранной стражи имели свою форму и знаки различия. В 1900 году во время так называемого "боксёрского" восстания в Китае Охранная стража, наряду с частями регулярной армии, приняла активное участие в боевых действиях против китайских отрядов, нападавших на железную дорогу, строителей и её служащих (из 1400 км железнодорожных путей неповрежденными остались только 430 км).

В 1901 году Охранная стража была преобразована в Особый Заамурский округ Отдельного Корпуса Пограничной Стражи и получила военную организацию и мундиры пограничников.

 


Карта КВЖД скопирована с сайта "Транссиб" www.transsib.ru

 

 

 


 

 


На стартовую страницу Вверх В оглавление раздела

 

 
Отдельный Корпус Пограничной Стражи
OKPS.Meller.SU